dzhotti (dzhotti) wrote,
dzhotti
dzhotti

Categories:

Хорватия: Старый Трогир

Средиземноморский портовый город Трогир (Trogir), возведенный искусными мастерами из камня и песка, является древнейшим поселением Хорватии. Трогир возник в III веке до н.э. на маленьком острове между материком и островом Чиово (Ciovo), на западе Каштеланского залива, в самом сердце Далмации. Его основателями по праву можно считать моряков-дорийцев с острова Вис (Исса), учредившими на этом маленьком клочке суши греческую колонию.

Трогир (Trogir)
Трогир (Trogir)


Нам снова неимоверно повезло. Вчера весь день лил проливной дождь с грозой и не давал нам даже выйти из дома. Поэтому к вечеру мы смогли попасть только в Музей Виннету в Стариграде-Пакленице, здание которого находилось через дорогу от наших апартаментов. Про Национальный парк Крка уже можно было и не мечтать, на него не оставалось ни времени, ни возможностей, а вот попасть в Трогир шанс еще был.

Средиземноморский портовый город Трогир
Средиземноморский портовый город Трогир

Перспектива рисовалась довольно сложная: из Стариграда-Пакленицы добраться до него возможно только на перекладных, а все автобусы ходят строго по расписанию. Мы понимали, что сильно ограничены по времени, и этого времени на дорогу потратим больше, чем на осмотр Трогира. И тут произошло очередное чудо. Наши хорватские благодеятели не оставили нас в беде и дали нам на весь следующий день автомобиль с водителем Симоном, который и доставил нас не только в Трогир, но и в Национальный парк Крка, о чем рассказано в предыдущей истории.

Трогир на острове Чиово
Трогир на острове Чиово

Для начала Симон показал нам захватывающую панораму всего города, а потом привёз нас к историческому центру Трогира, в Старый Город. И мы вошли в него через главные Северные городские ворота, пройдя по короткому мосту через канал, соединяющему исторический центр с материком. Ворота венчает скульптура XV века покровителя Трогира – Блаженного Иоанна Урсини (Иоанна Трогирского, Ivan Ursini), автором которой является миланский зодчий Бонино.

Северные городские ворота Трогира со скульптурой Иоанна Трогирского
Северные городские ворота Трогира со скульптурой Иоанна Трогирского

Исторический центр Трогира миниатюрен и прекрасен. Он протянулся всего на 550 метров в длину и 250 метров в ширину, но необычайно богат на уникальное скопление старинных построек, возведенных руками средиземноморских мастеров. И практически сразу же мы попали на главную площадь Трогира, носящую имя Папы римского Иоанна Павла II (Trg Ivana Pavla II). Все здания, находящиеся на ней, возведены на месте римского форума. Со времен Римской империи в Трогире сохранилось достаточное количество следов древних сооружений, в том числе стелы, остатки терм и вилл, а также подписи и изображения, например Пана и Бахуса. Здание Ратуши (Municipija) с гербами на фасадах постоено на площади в XV веке, сейчас в нем располагается Мэрия. В 1965 году оно играло роль Дворца Губернатора города Санта-Фе в фильме «Виннету. Часть 3», а на площади Иоанна Павла II перед Дворцом (Ратушей) выстраивались солдаты американской кавалерии. Интерьерные съемки приема у губернатора Виннету и Олд Шеттерхэнда также происходили здесь.

Площадь Иоанна Павла II с Ратушей и церковью Св. Себастьяна
Площадь Иоанна Павла II с Ратушей и церковью Св. Себастьяна

Кадры из фильма «Виннету. Часть 3»
Кадры из фильма «Виннету. Часть 3»

5-trogir

4-trogir

Внутренний дворик Ратуши

Внутренний дворик Ратуши

Крытая галерея, которая поддерживается шестью колоннами с римскими капителями, – это здание Лоджии (Gradska Loža), построенное в стиле ренессанса. Крыша Лоджии сохранилась ещё с XIV века, а на восточном и южном фасадах изображены барельефы «Правосудие» (зодчий – Никола Флоринтиец, ученик Донателло, 1471 г.) и «Бан Бериславич» в честь епископа Петра Бериславича, погибшего в 1520 году в сражении с турками (скульптор – Иван Мештрович, 1938 г.)

Здание Лоджии на площади Иоанна Павла II
Здание Лоджии на площади Иоанна Павла II

Слева от Лоджии располагается церковь Святого Себастьяна с курантами и башней, которая была построена горожанами в благодарность за избавление Трогира от чумы. Сейчас в церкви находится экспозиция, посвященная боснийским событиям 1991-95 гг.

Святой Себастьян ( в православии – Севастиан Медиоланский) – римский легионер, родившийся в Милане и служивший при императорах Диоклетиане и Максимиане начальником преторианской стражи. Он тайно проповедовал христианское учение, и когда двое его друзей были осуждены на смерть за веру, правда открылась. Себастьян не оставил осужденных и пришел поддержать их в верности идеалам. Всем, кто его слышал, явились семь ангелов и Юноша, благославивший Себастьяна словами: «Ты всегда будешь со Мною». Как целитель, Себастьян известен излечением немой жены царского казночея, в момент крестного знамения увидевшей Ангела с книгой, по которой Себастьян читал молитвы. Судьба его самого сложилась трагически. Себастьян по приказу Диоклетиана был арестован и пронзён стрелами. Ночью его, полумертвого, обнаружила одна женщина  и выходила его. Себастьяна уговаривали бежать из Рима, но он  вновь вернулся к императору, подтверждая непреклонность своей веры. После чего он был до смерти забит камнями по приказу того же Диоклетиана.

Башня и куранты церкви Св. Себастьяна в Трогире
Башня и куранты церкви Св. Себастьяна в Трогире

На месте базилики, снесённой в 1123 году напавшими на Трогир сарацинами, позже был возведен Кафедральный собор Святого Лавро (Katedrala Sv. Lovro) с 47-метровой колокольней . Внутри помещенного над колокольней металлического шара хранятся частицы мощей святых – покровителей Трогира.

2-trogir
Колокольня Кафедрального собора Св. Лавро

В Кафедральном соборе Св. Лавро органично переплелись монументальность и основательность романской архитектуры и изящество готики, присущей венецианскому стилю. В собор ведет два входа. Один из них представляет собой великолепный романский портал. Далматинский скульптор Радован декорировал его резьбой с библейскими сюжетами и сценами из городской жизни. Скульптор также отразил и исторический момент нападения сарацинов на Трогир. Наибольшую ценность представляют скульптуры двух каменных львов по обеим сторонам западного портала, которые поддерживают статуи Адама (справа) и Евы (слева).

Западный портал Кафедрального собора Св. Лавро Западный портал Кафедрального собора Св. Лавро (правое фото Аллы Балкинд)

А внутри собора жемчужиной является капелла Блаженного Иоанна Урсини (Трогирского) работы скульптора Николы Флорентийца (1480 г.). Далматинский мастер изобразил потолочный свод в виде неба, а круглые окна – символически представляющмим собой солнце. В капелле установлено несколько каменных статуй, в том числе Св. Иоанна Богослова. В эпоху барокко архитектурная целостность капеллы приобрела некоторые изменения: в ней был установлен саркофаг Блаженного Иоанна и алтарь, на котором изображены ангелы.

Капелла Иоанна Трогирского в соборе Св. Лавро Капелла Иоанна Трогирского в соборе Св. Лавро (фото Аллы Балкинд)

В западной части Площади папы Иоанна Павла II расположен Дворец Чипико (Palača Čipiko, 1457 г.). Этот неоготический особняк когда-то принадлежал аристократическому роду Чипико и представляет собой Малое и Большое палаццо XV века. Род Чипико – самое прославленное семейство Трогира. Историки считают, что скульптор Иван Духнович изобразил в одной из скульптур капеллы собора Св. Лавро одного из представителей этого рода – трогирского гуманиста, капитана галеры, сражавшегося с турками, Алоиза Чипико.

Дворец аристократического рода Чипико в Трогире Дворец аристократического рода Чипико в Трогире (фото Аллы Балкинд)

Трогир сразу же пленил нас своей настоящей стариной, через которую с нами говорила сама история. С площади папы Иоанна Павла II мы углубились в лабиринт узких улочек, вымощенных булыжником (называемых в Далмации kala), ширина которых порой измерялась размерами двух вытянутых по сторонам рук. А теснота внутренних двориков скрашивалась благодаря цветущим комнатным растениям, в большом количестве выставленным на подоконниках, балконах и ступенях. Трогир как будто замер в своей неприкосновенности.

Улицы Трогира
Улицы Трогира

Внутренний дворик в Трогире Внутренний дворик в Трогире

Трогир, или Трагурион («Место, где пасутся козы» - римск.) достиг пика своего процветания к XIII веку. В целом, его постигла та же судьба, что и Задар. С момента своего основания в III веке до н.э. Трогир пережил сменяющуюся власть разных правителей – история городских поселений насчитывает почти 4000 лет. Во времена Римской империи Трогир стал крупным морским портом и за счет этого торговым центром. Городские жители активно занимались рыболовством, кораблестроением, а в деревнях выращивали оливки, гранаты, апельсины и виноград, вели сельское хозяйство. В развитии ремесел Трогиру не было равных во всей Далмации, город славился своими мастерами и зодчими, выполнявшими искусную резку по камню. Развитию Трогира способствовали и хорошо налаженные связи с другими областями. Во времена правления римского императора Клавдия в Трогир с почетом отправляли жить прославившихся ветеранов.

В V веке, после падения Римской империи, Трогир оказался под властью Венеции, а уже в VII веке в Далмацию пришли славяне, и городом стал править хорватский король Здеслав. В 1107 году власть над Трогиром перешла венгерскому королю Коломану, который освободил жителей города от уплаты податей в казну Здеслава, учрежденную в IX веке. Город получил королевскую грамоту о сохранении своих законов, возможность проведения своих выборов и епископа.

Во время длительной войны Венеции с Венгрией в 1420 году власть над Трогиом перешла в Венецианской республике, которая управляла городом вплоть до своего падения 1797 году через наместника-губернатора, имеющего абсолютную власть. После этого Трогир стал собственностью Австрии, а во времена правления французов (1806-1814) побывал под владычеством Наполеона Бонапарта.

Постепенно Трогир начал приходить в упадок, превращаясь в обычную провинцию. Дворцы приходили в запустение, закрывались церкви, архивы и библиотеки были разграблены варварами. Очередной поворот в судьбе Трогира произошел во время Первой и Второй мировых войн. После итальянской оккупации город стал частью Югославии, а затем, в 1990 году, частью независимой республики Хорватия. В послевоенные годы Трогир активно застраивался, но историческому центру все же удалось сохранить свою первозданную красоту и величие.

Трогир
Трогир (фото Михаила Курушина)

Двор в Старом Трогире
Двор в Старом Трогире

Магазин на одной из улиц Трогира Магазин на одной из улиц Трогира (фото М.Курушина)

Через Южные морские ворота (Južna Vrata) мы вышли на Набережную епископа бана Бериславича (Obala Bana Berislaviča). Ворота относят к XVI веку, они выстроены в стиле маньеризм, к ним примыкают остатки городской стены.

Южные городские ворота Трогира
Южные городские ворота Трогира

Неподалёку от Южных ворот на набережной, в открытой лоджии с девятью колоннами, поддерживающими крышу, находился Рыбный рынок. Это здание относят к 1527 году, раньше в нем располагалась таможня, а сегодня - небольшое уютное портовое кафе. Возможно, дары моря и сейчас туда привозят.

Набережная бана Бериславича Набережная бана Бериславича (фото М.Курушина)

Рыбный рынок на набережной находился чуть левее Рыбный рынок на набережной находился чуть левее

Северо-западная оконечность Набережной бана Бериславича знаменита замком Камерленго (Kastel Kamerlengo). Он был построен во времена венецианского правления (ок. 1430 г.) в качестве резиденции венецианского наместника. Это четырехгранный бастион с шестиугольным основанием, развернутый «лицом» к голубым водам Адриатического моря. Название крепости произошло от латинского Camerarius («казначейский финансовый клерк»). Крепость Камерленго была предусмотрительно выстроена как маленький самостоятельный город со всем необходимым на случай опасности: окружена защитным рвом, внутри неприступных каменных стен – жилые дома, часовня, колодец с питьевой водой. Насыпь из мелких сыпучих камней создавала надежную преграду от незапланированного вторжения с моря. Сегодня в замке Камерленго оборудована летняя сцена и открытый кинозал, а с обзорной площадки на башне можно полюбоваться панорамой всего старого Трогира.

Крепость Камерленго Крепость Камерленго (фото М.Курушина)

Недалеко от замка Камерленго на Набережной бана Бериславича среди вечнозелёных пальм возвышается романо-готическая постройка XIV века. Это монастырь и церковь Св. Доминика, портал которой отреставрирован известным далматинским зодчим Николой Флорентийцем.

Церковь Св. Доминика в Трогире Церковь Св. Доминика в Трогире (фото Аллы Балкинд)

Доминик де Гусман Гарсес – основатель Ордена доминиканцев. Монах и проповедник, он происходил из дворянской семьи. Доминик родился в 1170 году в испанском Калеруэге и с детства отличался добротой и состраданием к людям. Позже он стал католическим священником в городе Осма. После своей дипломатической миссии, которая состояла в том, чтобы получить разрешение на брак датской принцессы с испанским принцем, Доминик продолжил свою миссию уже во Франции, а потом проповедовал в Лангедоке. В Тулузе он создал религиозную общину, шестеро членов которой основали затем Орден проповедников, или Орден доминиканцев, и определили своей задачей изучение божественных наук и проповедь Евангелия. В Риме Доминик основал монастырь Св. Сабины. Истории гласят, что в римском монастыре Сан-Систо Доминик воскресил упавшего с лошади Наполеоне Орсини. Эмблема Ордена доминиканцев – бегущая собака с факелом – пришла из сна, который мать Доминика увидела перед рождением сына. Появление Розария в католической церкви (молитва на чётках) обязано легенде о том, что Доминик получил его во время явления ему Девы Марии. В 1234 году Доминик был канонизирован.

Портовая Набережная бана Бериславича Портовая Набережная бана Бериславича

Читать далее:  Виннету в Трогире
Дополнительно:  Хорватия с Виннету и без

Tags: croatia, hrvatska, kroatien, Трогир, Хорватия
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author